вторник, 26 апреля 2011 г.

26 апреля 1986 года

День этот не помню. Мне тогда еще не было и пяти лет. Даже тот год не очень хорошо помню. Память не зафиксировала момент, когда появились такие слова, как "Чернобыль", "чернобыльская зона", "радиация". Для меня они существовали всегда, хотя довольно продолжительное время я не понимала, о чем идет речь. До сих пор мне кажется, что понятия "Чернобыль" и "радиация" - синонимы. И термин "Чернобыль" придумали специально для обозначения радиационных катастроф.
Каких-то панических настроений со стороны взрослых тоже не припоминаю. Вероятно, от того, что они многого не знали. Мама говорит, что какая-то информация появилась лишь после майских праздников и в таком контексте, что мол да, произошла авария, но паниковать не следует, ликвидация последствий идет ударными темпами, никакой опасности нет, а всё остальное провокации и происки врагов. Хотя некоторая озабоченность у родителей, несомненно, присутствовала. Результатом этого лично для меня стали бесконечные походы к эндокринологу и ненавистная морская капуста.
Но, несмотря на все опасения, каждые летние каникулы вплоть до 1996 года я проводила у бабушки в Клинцах, в городе, который относится к чернобыльской зоне с правом на отселение.
В 1991 году в Клинцы приезжали какие-то немецкие врачи для того, чтобы проводить измерения радиационной активности в пострадавших районах, а также для обследования населения. У меня даже сохранился буклет и результаты обследования.












Вот это событие мне хорошо запомнилось. Потому что впервые в жизни я видела иностранцев, тем более немцев, которые тогда еще ассоциировались у меня с самизнаетекакиминемцами, и я их немного побаивалась. Но детское любопытство взяло верх над страхом, и вся процедура обследования привела меня в восторг. Эти большие белые фургоны изнутри были похожи на фантастические космические корабли, а оборудование, которое в них было, казалось мне верхом достижений науки и техники. Мне представлялось, что я космонавт, и меня готовят к далекой звездной экспедиции (жуткая выдумщица была и фанатка фантастики:)
Мне было 10 лет. Я понятия не имела о том, что такое радиация. Небо было голубее, трава зеленее, жизнь прекрасна, а бабушкина усадьба в Клинцах самым чудесным и безопасным местом на всем белом свете.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий