пятница, 24 февраля 2012 г.

Дело "Божьей коровки" ч. 2

Дело "Божьей коровки" ч. 1
Статья из газеты "Брянское время"  (№ 17, 1992 г.)
"Божья коровка". Дело "стиляг-насильников" из Брянска
    В отличие от катастрофы в кинотеатре «Октябрь», истории в свое время полностью замолчанной, об уголов­ном деле «стиляг-насильников» (1960 г.) в то время писалось необыкновенно широко. В двух областных газетах публиковались фотогра­фии остриженных «насильников» (удивительным образом человек на любой тюремной фотографии выглядит злодеем), отчеты с судебно­го процесса, письма трудящихся, в которых гневно клеймилась «банда ублюдков».
    Казалось бы, трудно понять, почему это заурядное бытовое дело обрело столь широкий резонанс — по скан­дальности и полученному эффекту его даже и не с чем сравнить. И все потому, что, наложившись на настрое­ние в тогдашнем обществе, оно было превращено из уголовного в полити­ческое.

    С той поры прошло много лет. Герои «Божьей коровки» (кто живой остался) состарились. И хотя тогда их фамилии были всем известны, се­годня называть их вряд ли корректно. Ограничимся именами, кличками, ко­торые они придумали друг другу. Ну а вернуться к нашумевшей истории понуждают обстоятельства, о которых поэт сказал: «...Все не так. Все не так, ребята!»
...В начале мая в Брянске застрелился старшеклассник Веселков по кличке Кава. По факту странного самоубийства прокуратура завела уголовное дело. Расследование оказа­лось коротким, а вывод прокурора Касьяновой — достаточно туманным: «Веселков, состоя в группе молодежи, носившей название «Божья коровка», не занимался общественно полезным трудом, был свидетелем собираемых оргий, к которым по своему характеру не мог равнодушно относиться. Эти причины в основном послужили осно­ванием для самоубийства».
    Что было «в основном», а что не было, надо бы, наверно, выяснять психологу, а не юристу. По отзывам сверстников, Веселков был мягким, застенчивым парнем. Учеба ему не давалась, и потому возникали конфликты с родителями. В военкомате его записали в подводники, а он очень не хотел в подводники. В частном письме один из его знакомых Семен Б. писал: «А знаешь ли ты, что Кава (Вовка Веселков) застрелился от скуки. Жаль, хороший был человек».
    Почему молодые люди добровольно уходят из жизни, понять чрезвы­чайно непросто. Суть в другом: самоубийство Кавы, в конце концов, так и не проясненное, стало формаль­ным поводом прокуратуре всерьез разрабатывать «Божью коровку».
    К этому времени она, похоже, «достала» правоохранительные органы, и они вплотную занялись брянски­ми стилягами. В квартирах знакомых Веселкова произвели обыски, восемь человек арестовали. Это совпало с групповым, небывалым прежде признанием брянских и бежицких девушек. Они обвиняли брянских стиляг в массовых изнасилованиях. Таких заявлений в течение месяца в прокуратуру поступило девять. Одна из девушек написала подряд сразу два. Во втором она «довспоминала» нерассказанные в предыдущем заявлении случаи о «надругательствах над ее достоинством и честью»
    Дело оказалось значительным. Областная прокуратура создала след­ственную группу. Начались допросы, очные ставки. Количество свидетелей, которые очень легко могли сойти за соучастников, росло день ото дня. По городу поползли неясные слухи о существовавшей не один год в Брянске банде, которая заманивала на свои оргии девушек, где и вершила гнус­ные насилия. И ладно бы это были чужие заезжие негодяи, но нет. Членов «Божьей коровки» в Брянске хорошо знали. Самые заметные ребята на танцах, на первый взгляд не очень и походившие на отъявленных злоде­ев. Правда, было у них одно отличие, особенность. Они «стильно одева­лись»
    Из показаний. Ольга, 18 лет: «...Се­мен, как его считает вся молодежь Брянска, стиляга. Он одевается стиль­но и дружит с такими же ребятами. Все его друзья составляют компанию стиляг. Их девиз - полная свобода, демократия во всем. В прошлом году у них руководителем был Джон- хромой. ...Ребята эти ходят всегда вместе, весной — в одинаковых плащах, ле­том — в клетчатых пиджаках. В парке они не танцуют, обычно сидят вместе и обсуждают девчат».
Свидетельница Валя (23 г.): «...Ре­бята эти говорили, что им очень скучно жить, и, чтоб развеселиться, они собираются компаниями. Девиз их — веселье... Знаю, что зимой им негде встречаться, и они очень переживают. ...Ребята из этой компании — неглу­пые, они часто бывают в читальном зале. Правда, в большинстве своем любят читать иностранные журналы».
Из протокола обыска в квартире Владимира М.: «В ящике стола обна­ружены: вид американского города Сан-Франциско, репродукции амери­канского спорта, образцы современно­го буржуазного искусства».
    ...И стало ясно, откуда дует ветер. Почему у Владимира М. (Боба) аме­риканские картинки? Разлагающее влияние тянулось с Запада.
    Бывший работник областной проку­ратуры: «Конечно, я помню это дело. Шумная была история, хотя по боль­шей части «высосана из пальца». Конечно, ребята были разгильдяями, но ведь за это вроде не судят... Помню, вначале их пытался «кру­тить» КГБ: может, валюта, может, политика?»
    Из показаний в КГБ (сентябрь 1959 г.). Александр 3.: «Организация «Божья коровка» возникла в 1956 году в Брянске в начале июля. На каникулы приехал студент Московско­го института иностранных языков Валерий Б. Так как делать в летнее время обычно нечего, мы ходили на речку, играли в футбол. Нам показали парня, фамилия которого была С. Ему придумали кличку Джой, от которой он загордился... Затем ему представи­ли «президента» — это Валерий. Клят­ву, он дал с большим удовольствием, бумагу взял и сжег, причем стоя на одном колене. Он любил писать стихи, написал гимн «БК», который я уже, конечно, не помню».
«...Все это мы делали только лишь от безделья... Праздники мы встречали очень бурно...»
    Семен Б.: «...В 1956-м году еще мало ходили в узких брюках, и в Брянске вообще об этом не знали и не видели. И вот один парень (он учился в Москве) впервые приехал в Брянск в таком одеянии. Некоторым ребятам, в том числе и мне, очень понравилась такая мода. Все перешили брюки и как-то отличались в то время от другой молодежи. Ходили мы всегда вместе, и нас стали называть «органи­зацией», а мы сами решили придумать название. Мотивом этого названия послужили книги Ильфа и Петрова . «12 стульев», «Золотой теленок». С тех пор и пошла молва о «Божьей ко­ровке».
    ..."Джой учился в техническом училище. Мы решили над ним подшутить: послать его на «боевое зада­ние». Положили в ящик камней, будильник и сказали, чтоб он эту «мину» положил под мост. А он побежал с ящиком в милицию. После мы решили прекратить эти проделки, а вскоре он уехал."
«...У «БК» был устав, который составил Дмитрий И., в котором говори­лось, как я помню, о соблюдении дисциплины. На почте однажды (это было в октябре 1958 г.) мы принимали в члены «БК» Анатолия К. под клич­кой 71 (он занимался велосипедным спортом и имел майку с таким номером). Зачитали клятву, а он встал, снял шапку и прочитал клятву вслух. На этом принятие состоялось...»
    Из текста клятвы (черновик на обрывке спортивной афиши): «Я, ни­жеподписавшийся, ...не пожалею сил для дальнейшего сплочения рядов «Божьей коровки». Клянусь членские взносы вносить регулярно. Клянусь укоротить волосы на 15 см, ходить без головного убора. Галстук сменить на бабочку, слушать только джаз. Ходить чаще в ресторан. Слушать во всем президента... Не сквернословить...»
    Если бы была хоть малейшая за­цепка, эти ребята так бы просто не отделались. Одно слово «организа­ция» чего стоит! Если б на дворе стоял не 59-й год, а 53-й, то «греметь» бы им всем как «политикам». «Политика» после допросов непременно бы появи­лась. Но время ушло. Ребята оказались политически инфантильны. Правда, и в самой компании кто-то успел раздружиться. Так, помимо «организации», параллельно появилась и своя «антипартийная группа». За несколько лет и состав компании основательно сменился. Большая часть из тех 15 — 16-летних мальчиков, кто от нечего делать изобрел «Божью коровку», уехали учиться, ушли в армию. А кто женился и отошел от молодых забав.
    Но подросли новые. Ибо танцы-то в парке не прекращались. Вот этот-то в большей части «второй состав» и составил группу, которая в дальней­шем именовалась «преступным объ­единением стиляг-насильников».
    Как ни чурались они «политики», а от «политики» не ушли. Тогда, на рубеже 60-х годов, вдруг оказалось, что и узкие брюки, и галстук-бабочка, и пестрая рубаха из отечественной ткани — все это тоже политика. То есть низкопоклонство перед Западом, идеологическая ущербность и т. д. Где им, 20-летним, понять, что просто сверху пошла команда «закручивать краны», что время оттепели заканчивается.
    Надо полагать, в этой ситуации потребовались убедительные примеры для подтверждения тлетворного «ихнего влияния». Лучше истории «Божьей коровки» трудно и приду­мать. Насильники, жующие американскую резинку, для которых нет ничего святого, — было от чего содрогнуться простому советскому человеку.
    Простые брянские журналисты тог­да писали со страстностью: «...Они родились под высоким небом нашей Родины, растились на русских хлебах. Но в душах этих подонков не осталась ни капли национальной гордости. Эта жалкая кучка пресмыкателей перед иностранщиной давно утратила чело­веческий облик, потеряла стыд и со­весть».«
    ...Спутниками их жизни были не великие творения Чайковского и Репина, а бездарная галиматья типа «буги- вуги» ...Стиляг не интересуют и не восхищают замечательные события и свершения, происходящие в нашей стране. Они не верят в силу и благо­родство души нашей молодежи».
    И, конечно же, любому становилось ясно, что, с одной стороны, есть огромная монолитная армия совет­ской молодежи, которая в бригадах пытается трудиться по-коммунистиче­ски, жить полно и насыщенно, а с другой стороны — небольшая кучка «кривляющихся пошляков», «ублюд­ков», «гнили», неизвестно откуда и почему появившаяся достойная суда, отселения и выселения. Их ужасный пример - другим наука. На­ука оказалась жестокой.
    В тогдашних разговорах, слухах, газетных публикациях все пытались дознаться: откуда гниль пошла? С убежденностью выводилось, что зараза селилась в семьях начальников (по общему мнению, самые глав­ные виновники разврата были отведе­ны от суда) и распущенной, привычно не стойкой к чуждому влиянию интел­лигенции.
    В действительности это было сов­сем не так. В компании оказались совсем разные ребята - и в большей части как раз из рабочих семей, что, кажется, ломало все стереотипы. Были разгильдяи и бездельники, были отличные производственники, умело скрывающие от общественности свою неприглядную личную жизнь, были молодые студенты в пестрых галсту­ках, раздражающих комсомольских активистов.
    Они были разные, непохожие. По­мимо тех пьянок, вечеринок, подробности которых с дотошностью были расписаны в толстенных томах уго­ловного дела, у каждого имелись свои заботы, проблемы.
    В общем-то, эта компания и не представляла чего-то прочного. Даже следствию не удалось точно установить, сколько же в ней числилось человек. В приложении к уголовному делу есть фотографии 29-ти молодых людей. Причем только парни — в по­стоянном составе.
    Кроме «аморалки», любовных под­вигов, следствие не смогло выявить ни одного эпизода преступной деятель­ности «Божьей коровки». Ибо этой «организованной деятельности» не было как таковой вообще.
    Была компания «стильных» ребят, которые в двадцать лет решили свою главную задачу. Они сумели выде­литься среди других. О них говорили! Сима даже попросили дать уроки рок-н-ролла молодым актерам Брянского театра. Там готовили спектакль из современной жизни. Одни их презирали, другие ими восхищались. Но замечали все!
    Молодые. Всегда в компании. Не­женатые.
    Суд им вменил в вину шесть эпизодов: изнасилования, групповые изнасилования, покушения на изнаси­лования. Девять девушек в заявлениях в прокуратуру сообщали, что одну изнаси­ловали три месяца назад другую — год. 20-летняя Е. А. писала, что за полтора месяца знакомства с парнями из «Божьей коровки» добровольно жила с пятью парнями, однако еще четверо ее изнасиловали, а трое пытались изнасиловать. Такая вот бурная жизнь!
    Из письма комсомольцев вагонного цеха № 3 БМЗ в президиум Верховного Суда РСФСР: «В нашей комсомоль­ской организации прошло собрание по разбору персонального дела нашей бывшей комсомолки Маргариты Е. Все возмущены поведением кучки моральных ублюдков из компании «Божья коровка». Комсомольцы и мо­лодежь вагонного цеха постановили ходатайствовать перед Верховным Су­дом РСФСР о наказании этих грязных подонков со всей строгостью наших советских законов».
  ...О том, что было потом, — в следу­ющем номере «Брянского времени».

Юрий Фаев
Продолжение следует...

Комментариев нет:

Отправить комментарий