воскресенье, 17 июля 2011 г.

Заметки брянского старожила ч. 6

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Мода нашего детства
В первые послевоенные годы улицы города, как и всего Союза, были окрашены в защитные цвета. Солдаты и офице­ры донашивали военную форму, кто мог, с удовольствием меняли ее на граждан­скую. Случалось видеть сплошь и рядом гражданский пиджак поверх галифе и сапог.
Номенклатура одевалась в темного цвета полувоенные кители и такого же цвета галифе. Хромовые сапоги обязательно венчали галоши. Вид обладателей хромовых сапог был величав и недосту­пен. Многие держали, в подражание вождю, правую руку за лацканом кителя. Для большей убедительности обладате­ли черных кителей именовались руково­дителями, сокращенно «рук», например: технорук, худрук, военрук, физрук.
Но отходила в прошлое война, и посте­пенно пришло время гражданской моды. Мужчины оделись в двубортные темно-синие или коричневые костюмы с неве­роятно широкими штанинами. Голов­ной убор (кепка шести- или восьмиклинка) была обязательной частью ко­стюма. Наиболее представительные по­зволяли себе заменить картузы на шляпы и носить галстуки. Это было, однако, совсем небезопасно. Десятиле­тиями в народе культивировалась нена­висть к этому атрибуту капиталистиче­ского гардероба. В любой момент обладатель шляпы мог услышать обид­ное: «Буржуйская рожа!».

У молодежи обязательным являлся косой чубчик из-под сдвинутого на лоб картуза, тельняшка и тупоносые лакировки, показывавшиеся только при ходь­бе из-под нависавших над ними, как трубы, брючин. Верхом шика считалась зажатая зубами в блеске золотой ко­ронки папиросина.
Внешнему виду соответствовал свой стиль поведения и отношения к женщи­не, исключающий всякое проявление сентиментальности. Среди уличного фольклора в жанре городского романса распевалась песенка «Парень в кепке и зуб золотой» - о похождениях этого пролетарского героя. Очень образно показал такого парня незабвенный Лео­нид Осипович Утесов в постановке «Эволюция танца»:
- Мань, сбацаем фокстрот?
- Не, отвали!
- Пойдем, сбацаем!
- Не пойду!
- А с Жорой пойдешь?
- А с Жорой пойду!
- Ну, смотри, пойдешь с Жорой, живая с танцев не уйдешь!..
Женщины щеголяли в простеньких ситцевых по щиколотку платьицах и бес­форменных на широких каблуках туф­лях. Жены ответственных работников вечерами, перед походами в кино или театр, надевали тяжелые крепдешино­вые платья с плечиками, рюшечками и полным отсутствием декольте.
Зимой все население переходило на ношение валенок с галошами или бурок с «армяжками», самодельными подоби­ями галош, вырезанными из автомобиль­ных камер. Элитная часть мужского населения облачалась в пальто с караку­левыми воротниками и такие же ушанки, женщины обвешивались чернобурками. Особым шиком считалось ношение так называемой «муфты», которая делалась из того же меха, что и воротник, и носилась вместо перчаток. У дамы, идущей с муфтой, обязательно должна была быть домработница, так как сумку нести она уже сама не могла: руки были заняты «муфтой». Кстати, «слуги народа» не видели ничего зазорного в эксплуатации наемного труда в виде домработниц. Почему-то у значительной части но­менклатуры были нездоровые супруги, и кто-то же должен был при неразвитой сфере централизованных бытовых услуг заниматься этими проблемами на дому...
Вольно чувствовали себя в то время мальчишки, не связанные никакими ус­ловностями. Босоногие ватаги день и ночь носились по пыльным улицам и заливным лугам, обуваясь только для посещения школы. Это было в городе, а в деревне...
В середине 50-х деревенские бабы, увидев на приехавших студентках спор­тивные шаровары, бросали работу и под­нимали невероятный визг: «Ой, бабонь­ки, глядите, девки в портках, срамота!» Еще больший переполох вызывало по­явление загорающих в плавках. Плавки и купальные костюмы шили себе сами. Промышленность такие товары не производила. Одно время стало модным использовать в качестве плавок детские машинной вязки трусики. Девочки пере­шивали себе разноцветные борцовские трико под купальные костюмы.
Мужские прически того времени под­черкивали мужество и непритязатель­ную простоту. Самыми модными были «полька», «бокс», «полубокс» и «под горшок», когда под машинку выстрига­лись вкруговую волосы чуть выше ушей. У женщин верхом шика считалась «шес­тимесячная завивка». Женщины стали носить шляпки с вуалью на манер начала века и длинные по локоть сетчатые перчатки. Наиболее смелые использова­ли губную помаду, тушь для ресниц и делали маникюр. Любой случай ис­пользования косметики даже в стар­ших классах школы становился ЧП, зато после просмотра фильма «Тарзан» моло­дые люди начали отпускать волосы, а девочки, наоборот, стричь косы.
В 1954 году до Брянска стали доходить слухи о появлении в столичных городах загадочных «стиляг» или «узкобрючников». Центральные газеты и журналы развернули массовый агитационный пси­хоз, изображая стиляг пьяницами, раз­вратниками, насильниками, а там уж недалеко и до предателей Родины. Не повстречав в жизни ни одного «стиляги», люди уже проникались к ним лютой ненавистью. Первым, на кого вылилась эта провинциальная лютость в Брянске, оказался приехавший на зимние канику­лы студент столичного вуза Э. Шишлянников. Одет он был в светлое, чуть ниже колен однобортное полупальто, шапку-«боярку» и боты с металлическими пряжками спереди, прозванными в наро­де «прощай молодость». Самыми за­метными в его наряде были выпирающий из бортов пальто ярко-оранжевый шарф и узкие брюки. Когда он появлялся на улице, вслед ему катились возмущенные крики: «Стиляга! Мериканец! Боярин! Выродок! Куда смотрит милиция? На Колыму их!»
Мальчишки под одобрительные воз­гласы родителей бросались в Шишлянникова снежками. Однако молодежи его вид очень понравился, и после отъезда студента спешно началось укорачивание остроплечих двубортных пальто, пере­шивка пуговиц и переглаживание лацка­нов, чтобы «открыть» наружу шарфы.
В 1956 году Бежицкий камвольный комбинат заполнил магазины тканью «аргон» зеленого и синего цвета. Тут же многие появились в пошитых из «аргона» зеленых узких брюках. Что до других нарядов, то брянским стилягам было тяжело тягаться со столицей - в наших магазинах не было импортных вещей, а в столицу просто так, как теперь, не ездили, разве что к родственникам или в командировку. Шили и переделывали то, что было в наличии, и выглядели зачастую довольно нелепо.
В Брянске почему-то первыми «сти­ляжничать» начали ребята. Девчонки втянулись в это только через пару лет. Особой гордостью стиляги была прическа: длинные, гладко зачесанные назад волосы, собранные впереди в так называ­емый «кок». Чем выше и дальше нависал «кок» надо лбом, тем было престижней, а чтобы «кок» держался и не разрушался на ветру, волосы густо смазывали «брио­лином». Спали на спине, боясь помять во сне. Такие прически не могли делать в парикмахерских, поэтому стиляги стригли друг друга сами, и некоторые делали это довольно профессионально.
Особо мучились брянские стиляги от обуви. В Москве продавались чешские туфли на толстой микропористой подо­шве, так называемой «каше», а в Брянске, кроме пресловутых тупоносых лакировок и полуботинок, ничего не было. Обладателям туфель «на каше» жутко завидовали.
Если наши стиляги постепенно приближались к столичным, то девушки заметно отставали. Приезжавшие на каникулы всего лишь год пожившие в столице уже носили другие прически, пользовались косметикой, по-другому одевались и даже походкой отличались от оставшихся в провинции подруг!
«Стиляга» - стало выражением нарицательным. Сами же модники называли себя «чуваками» и «чувихами», основные отличия которых были (кроме модной одежды) любовь к джазовой музыке, новым течениям в литературе и искусстве, а также критическое отношение к существующим устоям нашего общества.
Стиляги появились в то время, когда внутренние враги все были уже ликвидированы. Но соцобщество не могло поддерживать своих граждан в должно воинствующей форме против врагов внешних без постоянной борьбы с врагами внутренними. И «стиляги» быстро заполнили этот вакуум. Сколько молодых корреспондентов, поэтов и композиторов сделало себе карьеру на борьбе со «стилягами»! Что же касается комсомольских активистов, то тут, уверенный 100-процентный результат.
С провинциальной патриотичностью в Брянске взялись за стиляг. Все стенгазеты школ и учебных заведений обязательно разносили кого-нибудь из своих учеников. В районных городах появились витрины «комсомольских прожекторов» с карикатурами и частушечными творениями. На бульваре Гагарина, где совсем недавно была портретная галерея лучших людей города, были расставлен вырезанные из фанеры уродливые фигуры «стиляг» в диких нарядах. Комсомольские патрули и бригадмильцы вылавливали «узкобрючников», пороли им штанины и отрезали «коки». Но странно, чем активнее велась борьба, тем больше появлялось «стиляг». Вероятно, пришло время, когда люди захотели, наконец, одеваться и жить лучше. Ведь как никак, а шел уже пятый десяток Великой Октябрьской социалистической революции. Но Брянск еще долго, по-партизански сопротивлялся этим пережиткам и тяжело привыкал к европейской моде.
Особенно сопротивлялись окраины. Даже в середине семидесятых можно было наблюдать такую картину. Одетый в шорты Э. Гнездовский (известный в городе под кличкой Мэр) шел на пляж по погружавшимся в сон от аванса до получки «соловьевским» улочкам с мирно грызущими на крылечках семечки хозяевами и детско-куриным криком вокруг. Проходя мимо крылечек, вежливо здоровался. На крыльце при виде его обнаженных коленок воцарялась настороженная тишина: дети и куры любопытно вытягивали шеи, а взрослые, оставив семечки, с гневом испепеляли взглядами наглеца. Затем с близлежащих крылечек прибегали, поспешая, соседи, и начинался стихийный митинг. Мужики матерно ругались и чесали пудовые кулаки, бабы осеняли себя крестным знамением и посылали вослед «антихристу» и «супостату» проклятия.
Теперь ограничений в моде нет, борьба с модниками кажется диким анахронизмом, пережитком нашего недавнего «славного» социалистического прошлого. Зачем боролись? С чем боролись?
Н. Непомнящий

Статья опубликована в газете "Брянское время", № 35, 1992 г.
Карикатуры на стиляг в журнале "Крокодил".
Позаимствованы в жж
















 

Комментариев нет:

Отправить комментарий